Публичные выступления
Руководство по подготовке
и проведению успешного выступления
Характеристика приемов, которыми пользуются блестящие ораторы
Рассказываем об обязательных правилах подготовки любого публичного выступления и на примерах показываем, как они работают.
Один из представителей делового мира, президент компании «Ford» и «Chrysler» Ли Якокка в своей известной книге «Карьера менеджера» подчеркивает, что «управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними». Именно от этого умения зависит не только эффективность выстраивания отношений с другими людьми, но и формирование профессионального имиджа.
Устное выступление – это наиболее древний вид речи, а значит наиболее освоенный и изученный. Зачастую страх общения возникает тогда, когда нет четкого понимания, как точно выразить свою мысль, как грамотно использовать возможности хорошего русского языка. Этому можно научиться, ведь, как считает один из самых лучших тележурналистов мира Ларри Кинг, говорить – «это все равно, что играть в гольф, водить машину или держать магазин: чем больше этим занимаешься, тем лучше выходит».
Существует множество классификаций ораторских речей по самым разным основаниям.

Между тем, основополагающей является цель выступления – именно от нее оратор отталкивается и выбирает впоследствии и тайминг, и формат, и наличие или отсутствие презентации, и многое другое.

В публичном выступлении самый главный вопрос, который выступающий должен задать себе – «Какой цели я хочу достичь этим выступлением?». Причем ответ должен состоять не из общих рассуждений, а быть четким и ясным.
Публичные выступления: какими они бывают?
Приведем в пример печальный случай, который произошел с идеологом и куратором TED Крисом Андерсоном во время организации первой TED конференции: «Один из ораторов начал свое выступление так: «Направляясь сюда, я думал, что вам сказать…» А затем последовал ряд бессвязных наблюдений и размышлений о будущем. Ничего увлекательного. Ничего такого, что было бы трудно понять. Никаких утверждений. Никаких откровений. Ничего, абсолютно ничего. Слушатели вежливо похлопали, но никто из них ничего нового для себя не узнал».

В мире, где реклама стала нативной, а онлайн курсы могут помериться популярностью с «Игрой престолов» Джорджа Мартина, публичное выступление не может быть пустым. Каждый хочет уйти с новой идеей и стать лучше себя того, кто сидел на этом же самом кресле двадцать минут назад.
Однажды итальянский писатель и профессор Болонского университета Умберто Эко сказал: «Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать».

С цели все начинается, и ей же все будет подчиняться впоследствии. Какой же она может быть?
Их цель – поменять или скорректировать мнение аудитории.

В качестве иллюстрации приведем фрагмент знаменитой речи Мерил Стрип на 74 церемонии вручения премии «Золотой глобус», в которой актриса говорила об этническом многообразии Голливуда, о роли свободной прессы и о социальной ответственности власти: «Сара Джессика Паркер была одним из семи или восьми детей из Огайо. Эми Адамс родилась в Италии. Натали Портман родилась в Иерусалиме. Где их свидетельства о рождении? А красавица Рут Негга родилась в Эфиопии, выросла в Ирландии, насколько я знаю, а номинирована за роль провинциальной девушки из Вирджинии. Райан Гослинг, как все самые приятные люди, канадец. А Дев Патель родился в Кении, вырос в Лондоне, а сейчас на этой церемонии благодаря роли индийца, выросшего в Тасмании. Голливуд кишит аутсайдерами и иностранцами. Если вы выгоните их всех, вам будет нечего смотреть, кроме футбола и смешанных боевых искусств, которые никакое не искусство».
Мерил Стрип использует короткие предложения, которые легко воспринимаются на слух, отсылки к известным людям, которых аудитория легко может представить по памяти и эмоциональность в речи – все это располагает слушателей к поддержке точки зрения оратора по спорному вопросу.
01. Убеждающие выступления
Их цель состоит в том, чтобы вызвать эмоциональный отклик у аудитории, воодушевить ее и сподвигнуть на свершения.

Людей мотивируют не цифры, а истории. Сторителлинг – это выстраивание фактов в определенной последовательности, облачение рационального в эмоциональное. Человеческая память устроена так, что лекции забываются, а истории остаются в памяти, особенно, если они каким-то образом соединены со слушающим.
02. Мотивирующие речи
Так, Опра Уинфри в своей речи перед выпускниками Гарварда сказала: «За свою карьеру я провела более 35 000 интервью. Каждый раз, как только камера отключалась, гость программы поворачивался ко мне и спрашивал: „Все прошло хорошо?“. Я слышала это от президента Буша и от президента Обамы. Я слышала это от героев и домохозяек. Не важно, каких высот вы достигнете. В какой-то момент вы обязательно споткнетесь, ведь планка постоянно поднимается. Если вы постоянно стремитесь выше и выше, то, как предсказывает миф об Икаре, в какой-то момент вы начнете падать вниз. И когда это произойдет, я хочу, чтобы вы знали и помнили: неудач не существует. Неудача — это способ, с помощью которого жизнь пытается убедить вас сменить направление».
Цель оратора состоит в том, чтобы воспитать у слушателей новый навык, передать знание.

Например, Ицхак Адизес, один из всемирно признанных бизнес-консультантов, во время своей речи попросил аудиторию сделать следующее: «Посмотрите на свою руку. Что вы видите на ней? 5 пальцев, а не один. В странах Восточной Европы часто думают, что лидер — это указательный палец. Все герои, рыцари на конях изображаются с указательным перстом, вытянутым вперед.

Теперь еще раз посмотрите на свою руку. Какой самый важный палец на ней? Большой. Это единственный палец, который может работать со всеми остальными по отдельности. Если у вас нет большого пальца, то у вас, по сути, нет руки, поскольку вы ничего не можете сделать».
03. Обучающие выступления
Эту мысль можно было донести до аудитории и без просьбы всмотреться в свою руку, но именно элемент взаимодействия с аудиторией и использование интересной метафоры дает то, что нужно каждому оратору – внимание, интерес, запоминаемость идей.
Михаил Жванецкий однажды сказал: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». В каждой шутке, конечно, есть доля правды, но причины могут быть и вполне прозаичными: в зале душно, свет приглушен, презентацию с места не видно. Между тем, все это можно предусмотреть.
Правила подготовки к публичному выступлению
Опытный оратор перед началом выступления пройдется по сцене, чтобы, во-первых, самому привыкнуть к освещению и обзору, во-вторых, чтобы мысленно поставить себя на место смотрящих и решить будет ли им комфортно воспринимать его речь при таких условиях в зале.

Кроме того, организует расстановку посадочных мест в соответствии с форматом презентации: для переговоров можно оставить слушателей за конференц-столом; для публичной презентации, мастер-класса или лекции лучше всего подходит амфитеатр – хорошо освещенный зал, в котором нет колонн и слепых зон, но есть отличная самоизоляция, а это значит, что слушателям не помешает шум проезжающего транспорта за окном.
01. Вопрос места
Американский эксперт по управлению проектами Скотт Беркун отмечает, что «для зрителя угол поворота корпуса и время визуального контакта со спикером не кажутся очень важными, но для оратора это имеет значение. Когда 50, 100 или 5000 человек отдают вам на 10% больше своей энергии и внимания – вы ощущаете уверенность», поэтому важность пространства, в котором будет проходить мероприятие, нельзя недооценивать.
Подумайте о том, что слушателям было бы приятно прийти в аудиторию, в которой играет легкая ненавязчивая музыка, поэтому заранее подготовить треки было бы не лишним.
Важно не забыть проверить работает ли микрофон, уточнить способы его включения и выключения. Также не помешает заменить в нем батарейки, чтобы избежать неожиданного отключения во время презентации.
Например, экс-президент Польши Лех Валенса на одном из предвыборных митингов этого делать не стал и в один прекрасный момент его микрофон перестал работать. Политик не растерялся и обратился с вопросом в зал: «Не найдется ли у кого-нибудь отвертки?». Инструмент нашелся, и Лех Валенса ловко устранил проблему, но одна реплика из зала не дала ему продолжить: «Неужели вы думаете, что электрик может управлять государством?». В ту минуту и прозвучал знаменитый ответ: «Кто-то же должен дать свет нашей стране!». Возможно, непредвиденные обстоятельства и не испортят речи, но все же лучше не полагаться на судьбу.
02. Вопрос техники
Другой значимый момент – следует убедиться в том, что ваша презентация правильно включается и отображается. Важно проверить качество изображения, работу звуковых файлов и удобство обзора с разных точек. Причем сделать это необходимо до того, как слушатели войдут в зал.
Признанный специалист по коммуникациям Гарр Рейнольдс вспоминает такую историю: «В этом году я посетил одну бизнес-презентацию в Токио, которая дала мне ценную пищу для размышлений о неэффективности выступления. Например, пока ведущий представлял докладчика, а делал он это долго, все смотрели на компьютер выступающего, стоявший посередине сцены. Компьютер загружался. Вот на экране появилось окно, запрашивающее пароль пользователя. Уж аплодисменты давно стихли и огни погасли, а оратор все еще пытался вспомнить свой пароль. «Одну минуточку», – сказал он, когда нашел бумажку с паролем в своем кошельке. Наконец, загрузка завершилась, и мы все имели счастье лицезреть его рабочий стол».

Эта история показывает, что если в центре внимания оказываются технические проблемы, а не сам доклад, то шанс на успешное выступление будет минимальным.
На стол или трибуну лучше поставить бутилированную воду, и дело здесь не только во внезапном приступе жажде, который возникает почти у каждого оратора во время речи. Если вы вдруг потеряете нить повествования или понадобится время, чтобы обдумать ответ на неожиданный вопрос, то можно выиграть секунд 30, пока будете открывать бутылку, наливать воду в стакан и пить ее.

Кроме того, нельзя забывать и о, казалось бы, прозаичных вещах: при выступлении в незнакомом здании лучше заранее узнать местоположение уборной и кафетерия. Позже возможности может и не быть.
03. Вопрос комфорта
Теперь расскажем о приемах, которые помогут эффективно выступать на публике.

Итак, оратору необходимо:
Необходимые навыки для проведения выступления
Страх перед публикой в той или иной степени испытывают все люди, в психологии есть даже специальный термин, описывающий это состояние – глоссофобия или страх сцены. Среди его симптомов – учащенное сердцебиение, тремор губ, рук и ног, тошнота, зажатость голосовых связок. По распространенности глоссофобия занимает второе место, уступая только страху смерти.

Волнение затрагивает наше физическое и душевное состояние, поэтому и бороться с ним нужно на двух уровнях.

На физическом хорошо помогают дыхательные практики, приведем в пример наиболее популярную – «дыхание квадратом». Ее суть заключается в следующем: найдите глазами любой прямоугольный предмет – это может быть, например, картина, окно, блокнот – и выполните следующее:
В мире, где реклама стала нативной, а онлайн курсы могут помериться популярностью с «Игрой престолов» Джорджа Мартина, публичное выступление не может быть пустым. Каждый хочет уйти с новой идеей и стать лучше себя того, кто сидел на этом же самом кресле двадцать минут назад.
1. Посмотрите в верхний левый угол и вдохните, считая при этом до четырех.
2. Переведите взгляд на верхний правый угол и задержите дыхание, считая до четырех.
3. Переведите дыхание в нижний правый угол и выдохните, считая до четырех.
4. Переведите дыхание в нижний левый угол и выдохните, считая до четырех.
01. Бороться с волнением до выступления и во время
Кроме того, прослушивание успокаивающей музыки перед выступлением или выполнение небольшой разминки также поможет справиться со стрессом.

На ментальном уровне борьбы с волнением необходимо провести внутренний разговор с собой и найти причины собственного волнения. Обычно страх иррационален, и все, что необходимо сделать – это осознать это и попытаться его визуализировать.

Еще одна вещь, которая значительно снижает тревожность, – это хорошая подготовка, ведь чем лучше выступающий знает свой материал, тем меньше нервничает.
Как отмечают специалисты по ораторскому мастерству, среди самых частых страхов – боязнь незнакомой аудитории (все эти люди будут меня слушать?), ощущение плохой подготовки (а что, если я запутаюсь?), творческая взволнованность (как выступить наилучшим способом?).

Известный писатель Элизабет Гилберт поделилась однажды приемом, который ее часто выручает: «Самое главное – обращаться к человеку, а не к демографической группе («Мое выступление обращено к компьютерщикам в возрасте от 22 до 38 лет»), потому что группа – это не человек. Если вы говорите с группой, то не сможете обратиться к человеку». Если найти в зале знакомые или просто симпатичные лица и обращаться к ним, то уверенности во время выступления станет больше.
Исследование, проведенное под руководством профессора психологии Стэнфордского университета Стивена Косслина, выявило интересную закономерность: проблемы, связанные с волнением выступающего (невнятная речь, использование междометий «э», «ммм» и так далее) не входят в рейтинг тридцати причин, раздражающих аудиторию. Среди них: «главная мысль полна несущественных деталей», «недостаточно доказательств в поддержку главной мысли», «нет главной мысли» и другие. Получается, что если речь содержательная и актуальная, то легкое волнение спикера не испортит общего впечатления.
Дыхание – следующий ключевой инструмент. Публичные выступления провоцируют повышенную выработку адреналина в крови, который вызывает учащенное сердцебиение. Организм начинает активно насыщать сердце кислородом, и оратору становится душно, кажется, что воздуха не хватает.
02. Управлять своим дыханием
Согласно медицинским исследованиям, свыше 70% людей дышит поверхностно, то есть небольшим количеством кислорода. В состоянии стресса нужно дышать иначе. Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом и не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности. Начинающий же заглатывает воздух постоянно: не успев завершить один вдох, он уже делает следующий. Нужно стараться сохранять дыхание спокойным, и со временем это войдет в привычку. Успешные ораторы долго и целенаправленно развивают правильное дыхание.
Обычно восприятие времени у публики и оратора, особенно начинающего, не совпадает, и поэтому он говорит слишком быстро. Во время выступления все процессы в организме спикера ускоряются, и быстрая речь ему кажется приемлемой, но публике кажется, что спикер тараторит и она едва ли успевает схватывать сказанное. Можно и нужно замедлить речь, однако и этого бывает недостаточно. Чтобы удерживать внимание аудитории, необходима контрастная подача. Спикер должен постоянно менять темп: в важных частях выступления говорить медленнее и значительнее, чем в других.
03. Играть темпом речи
Уолтер Стивенс в книге «Линкольн глазами репортера» рассказывает об особом приеме, которым пользовался президент США: «Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал фразу. Он так долго задерживался на одном или двух словах, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов».
Основой для выстраивания доверительных отношений с аудиторией является эмпатия и общение с ней в формате диалога. Если посмотреть первые несколько минут выступления психолога и профессора Стэнфордского университета Келли Макгонигал о проблеме стресса на конференции TED, то можно увидеть, что такие отношения выстраиваются простыми способами: «Хочу сразу кое в чем признаться. Но сначала я хочу, чтобы в чем-то признались вы. В прошлом году кто-то из вас наверняка испытывал легкий стресс. Поднимите руку, если это так. Есть такие?».
04. Поддерживать диалог с аудиторией
Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции.

Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, на конференции Стэнфордской школы бизнеса рассказал о таком случае: «Сегодня утром я выступал в Сан-Хосе перед аудиторией из 500 руководителей малых бизнесов и больших корпораций. Я спросил у слушателей, считают ли они свои отношения с коллегами и партнерами искренними? С этим согласилось меньше 4 человек. Факт того, что люди не до конца честны друг с другом, в какой-то степени даже пугает. Но в конце концов мы получаем то, что заслуживаем: если мы заслуживаем по отношению к себе искренности, открытости и доверия, — это мы и получим».
Значимо и психологическое равенство оратора: он не должен ставить себя выше или ниже аудитории. В данном аспекте важно подчеркнуть важность применение повседневных слов и выражений, а не сложной терминологии, тогда речь будет звучать естественно, привлекательно и, самое главное, будет понятной для слушателей.
Журналисты газеты Boston Globe провели по специальной методике исследование речи 19 кандидатов, в которой они объявляют о вступлении в борьбу за кресло президента США. Результаты показали, что, например, лидер от республиканцев Дональд Трамп выстраивает свои выступления на уровне четвертого класса средней школы, Бен Карсон, Рик Санторум и Линдси Грэм – на уровне шестиклассников, а Джеб Буш – восьмиклассников. И в данном случае простота изложение – это плюс, а не минус, так как подобные речи должен понимать и интеллектуал, и фермер.
Перед началом выступления следует установить зрительный контакт: занять исходную позицию и не спешить переходить к выступлению, сначала лучше продемонстрировать доброжелательное выражение, с легкой полуулыбкой медленно осмотреть зал, посмотреть на лица, задержаться на мгновение на каждом (или почти на каждом).

Так можно протянуть невидимые ниточки от глаз зрителей к своим глазам. Они останутся натянутыми все время, пока оратор будет говорить. Только установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление.
05. Поддерживать визуальный контакт
Лучше встать так, чтобы между выступающим и зрителями первого ряда образовался равносторонний треугольник. Начать выступление можно в этой точке, затем поперемещаться: подходить то ближе, то дальше, то к левому, то к правому краю сцены. Особое внимание следует уделить тем местам, откуда доносятся разного рода звуки: шевеление, шелест, шепот.
В жестикуляции самым главным является «правило частоты» – любой жест становится негативным или объектом для насмешек, если применяется слишком часто.

Например, типичный жест канцлера Германии Ангелы Меркель – соприкосновение кистей рук на уровне живота так, что пальцы образуют треугольник. Этот жест является одним из самых узнаваемых в мире и нередко становится объектом пародии.

Многие ораторы избегают использование классического жеста указательного пальца, так как его могут воспринимать как признак агрессии. Например, президент США Барак Обама использовал жест кулака, прикрытого большим пальцем, в качестве замены этого жеста.
06. Активно жестикулировать
Считается, что примерно 80% времени на сцене или на переговорах ладони должны быть открыты, так как закрытые жесты свидетельствует или о неуверенности в себе, или о неправдивой информации.
Во время выступления спикеру необходимо удерживать на себе внимание аудитории. Сделать это непросто: перед началом выступления слушатели обычно общаются друг с другом, смотрят в телефоны или мечтают, глядя в окно. Многие спикеры совершают ошибку и сразу начинают выступать как ни в чем не бывало. Но гораздо лучше подождать, пока зрители сами заметят выступающего и сфокусируют свое внимание.

Специалисты по ораторскому мастерству советуют задержаться на несколько секунд. В момент ожидания лучше сохранять расслабленное выражение лица с легкой улыбкой, осматривать аудиторию и задерживать взгляд тех слушателях, которые уже сфокусировались. Необходимо внимательно следить за тем, как публика слушает – это ценнейшая информация для спикера.
07. Приемы управления аудиторией
Не нужно боятся взять паузу, если аудитория начинает отвлекаться. Этим приемом в совершенстве владеют актеры, талантливые педагоги и политики.

Внимание слушателей способно удерживаться на одном объекте без потерь в течение 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше перевести внимание на другую тему, объект или формат работы, спросить о необходимости провести перерыв. Если речь идет, например, о лекции, то достаточно будет изменить темп речи – начать говорить медленнее или тише.

Умелый спикер всегда продумывает чередование эмоций аудитории в структуре презентации. После напряженной работы должна идти история из жизни. После эмоционального красочного примера должна быть статистика, заставляющая подумать о рисках и негативных последствиях. Конфликт и контраст – лучшие средства от зрительской скуки.
Существует пять видов выступлений по продолжительности.
Время выступления
Самый характерный пример – питч: краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами.

Цель питча – заинтересовать инвестора и привлечь финансирование, на выступление отводят от 0,5 до 3 минут, поэтому оно должно быть емким, но убедительным.

Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям Leta Capital, рассказывает об основных пунктах, которые желательно отразить в питче: «Какую проблему решает проект? Сколько потребителей нуждаются в вашем решении и сколько они готовы за него заплатить? Как вы к этому пришли? Иногда можно неплохо заработать даже на горстке земли — например, если доставить ее из Ирландии стремящимся к корням американцам.
Насколько ваше решение лучше, чем все то, что предлагалось до него? Чем конкретно крута ваша команда, почему в вас нужно поверить? Это может быть внушительный предыдущий опыт или текущие результаты проекта. Идей и рынков в мире много, главное – реализация».

После питча должен остаться wow-эффект и желание разобраться в проекте подробнее.
01. Экстра-короткие выступления
Такие выступления длятся обычно от 3 до 5 минут и чаще всего подходят для выражения экспертного мнения. Ключевая цель такой речи – донести идею, сделать это можно с помощью запоминающихся метафор и акценте на проблематике.

Приведем фрагмент выступления-реплики Игоря Манна, известного маркетолога и основателя издательства «Манн, Иванов и Фербер», бизнес-тренера, о двух методах чтения книг: «Первый – «по Манну»: вы читаете книги и делаете пометки и используете два типа закладок: первая символизирует очень интересную информацию, вторая – деньги. И когда ты видишь, что из книжки торчат денежные закладки ты реально начинаешь ее прорабатывать.
02. Короткие речи
Второй способ – так, как читает мой знакомый. Он обычно берет книжку и, найдя хорошую идею, кладет ее в раскрытом виде обложкой вверх и не читает до тех пор, пока эту идею не внедряет. Мы с ним сравнили его обороты бизнеса и мои.

Оказалось, что у него в 15 раз больше, чем все мои бизнесы вместе взятые. Получается, что этот метод более эффективный. Самое главное – читать книжки, чтобы что-то внедрять, просто чтение автоматически не делает вас богатым и счастливым».

После выступления, созданного в таком временном формате, должно остаться ощущение важности вопроса и понимание сути.
Такая речь может занимать от 5 до 15 минут, основная цель чаще всего – убедить в конкретной точке зрения, поэтому важно аргументировать свою позицию и продумать структуру текста.

Однажды президента США Вудро Вильсона спросили, как долго он готовит свои речи: «Это зависит от продолжительности речи. Речь на 10 минут я готовлю не меньше двух недель. На получасовую речь уходит неделя. Если можно выступать сколько угодно, то можно вообще не готовиться. К этому я готов хоть сейчас».
03. Средние выступления
Проанализируем выступление бизнес-тренера Грег Маккеон на конференции Стэнфордской школы бизнеса: «Что сдерживает способных, целеустремленных людей от реализации новых целей? Ответом на этот вопрос, к моему большому удивлению, является успех.

Я убедился в этом, работая в Кремниевой долине: концентрируясь на достижении нескольких важных задач, команды стартапов успешно и стремительно развивали свой бизнес. Но как только перед ними открывалось множество новых возможностей, предпринимателям было крайне сложно определять наиболее значимые из них, и темпы роста их компаний значительно снижались.
Выступление длится 15-30 минут, основная цель заключается в продвижении своих собственных интересов, у слушателей должно быть воодушевление от прослушанных кейсов и общее позитивное впечатление. Такой формат можно часто встретить на разного рода конференциях.

Например, на конференции TED время строго ограничено – 18 минут, что схоже с продолжительностью кофе-паузы. Как считают создатели, за это время можно раскрыть сложную тему, но при этом удержать внимание слушателей.
04. Длинные речи
Американская певица Аманда Палмер так рассказывает о своей подготовке: «Я оказалась в ловушке собственного эго. Если мое выступление будет доступно многим людям, то я хочу, чтобы они знали, какой я хороший пианист. А еще я умею рисовать! И пишу фантастические стихи! И обладаю еще массой других талантов! Это мой шанс! Но потом я взяла себя в руки. Единственный способ успешно выступить публично – это исключить свое эго и превратиться в механизм передачи идей. Помню, как однажды ужинала с постоянный участником TED- выступлений Николасом Негропонте. Я спросила, какой совет он может мне дать. И он сказал то, что мой наставник-буддист повторял годами: «Сократи пространство и говори меньше».
Формат лекции предполагает длительность от 30 до 60 минут и более. На одном монологе слушатели могут заскучать, поэтому предполагается вовлечение зала и переключение их внимания. Основная цель таких выступлений – чему-то научить аудиторию с тем, чтобы они вышли из зала с пониманием основных идей и новым знанием.
05. Экстра-длинные выступления
Один из самых ярких примеров экстра-длинных выступлений – речь лидера Кубы Фидель Кастро на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, в которой он раскрыл суть кубинской революции, поговорил о реформах, сказал о дружбе с СССР и вражде с США. Выступление длилось 4 часа и 29 минут. В стенах ООН это было в первый и пока в последний раз, так как этот рекорд не побит до сих пор.
Резюме
1. В основе любого отличного выступления находится четкое понимание оратора зачем он здесь, что он может дать людям, которые придут его слушать. В зависимости от цели выбирается формат выступления, тайминг, наличие или отсутствие презентации и другие элементы.
2. Чаще всего выделяют убеждающие, мотивирующие и обучающие выступления, у каждого вида есть свои особенности, но главное заключается в том, что любая речь будет успешной только если она будет построена на фактах, цепляющих историях, личном опыте.
3. Предварительная подготовка для оратора значима: перед выступлением лучше прийти пораньше и подготовить зал, проверить технику, найти туалетные комнаты, кафетерий.
4. Перед выходом на сцену нужно справиться с волнением, для этого можно воспользоваться дыхательными упражнениями, сделать легкую разминку или послушать успокаивающую музыку. Самое главное – разобраться, чем вызван страх, проговорить внутри себя основные моменты его появления.
5. Во время своей речи необходимо не давать аудитории заскучать, для этого можно играть темпом речи, вовлекать слушателей в разговор, поддерживать визуальный контакт и активно жестикулировать. Даже на самой интересной лекции внимание слушателей способно удерживаться 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше поменять характер взаимодействия с ней, например, сменить формат работы с группового слушания на индивидуальное короткое задание.
6. Тайминг выступления может быть разным – от экстра-короткой речи до экстра-длинной. Главное правило заключается в том, что сквозная линия речи не должна быть перегружена лишними деталями и неуместными отклонениями от темы. Каждая минута должна «работать» на достижение цели.
Подпишитесь на рассылку
Чтобы первым получать новые статьи, уроки по созданию презентаций, и подборки полезных материалов
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой рекламной рассылки
Автор и дизайн: PRESIUM
Поделиться
Подпишитесь на рассылку
Чтобы первым получать новые статьи, уроки по созданию презентаций, и подборки полезных материалов
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой рекламной рассылки